2722

Как видят новорожденные

Функция зрительного анализатора играет одну из ведущих ролей в развитии ребенка. С первых дней жизни зрение тесно связывается с осязанием, слухом, обонянием и другими видами чувствительности. В результате образуются связи, являющиеся основой всей психической деятельности и ориентации ребенка в пространстве. На протяжении последних десятилетий, благодаря совершенствованию и активному внедрению технологий выхаживания новорожденных в клиническую практику, показатели младенческой смертности неуклонно снижаются, в том числе и среди глубоко недоношенных детей. Важны отдаленные результаты выхаживания, показатели когнитивного развития, уровень качества жизни детей по мере взросления. Для нормального роста и развития глазных структур внутриутробно не требуется стимуляция светом и нагрузка визуальной функции, так как формирование глаза детерминировано генетическими факторами. Тем не менее последующее развитие функции глаза зависит от визуального опыта. Примерно до 32-й недели недоношенный ребенок практически не имеет возможности ограничивать проникновение света в глаза, это обусловлено очень тонкими веками и отсутствием зрачкового рефлекса, который начинает появляться в возрасте от 32 до 34 нед. При рождении отмечается ряд безусловных зрительных рефлексов - прямая и содружественная реакция зрачков на свет, кратковременный ориентировочный рефлекс поворота обоих глаз и головы к источнику света, попытка слежения за движущимся объектом. После рождения здоровый доношенный ребенок способен видеть при адекватном освещении и расстоянии линии, узоры, движения и свет различной интенсивности, к 2 мес жизни способен различать контрастные цвета. На 2-3-й неделе жизни формируются и совершенствуются функции предметного, контрастного и пространственного зрения. На 2-3-м месяце жизни появляется форменное центральное зрение, которое постепенно совершенствуется, от способности обнаруживать предмет до способности его распознавать. В возрасте 2-6 мес совершенствуется способность дифференцировать цвет. Различение цветов начинается прежде всего с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. Как правило, в неонатальном периоде младенцы могут видеть только объекты на расстоянии их вытянутых рук, а затем каждую неделю они начинают видеть все дальше и дальше. К концу 1-го - началу 2-го года, когда дети уже могут ходить, их зрение хорошо развито, чтобы обеспечивать изучение мира в целом.                                                                Незрелость всего зрительного анализатора не позволяет новорожденному четко видеть картину, он различает лишь контрасты; основной контраст, который он видит - лицо матери. Ученые установили, что новорожденные предпочитают похожие на лицо стимулы. В первые недели жизни ребенок запоминает лишь определенную последовательность контрастов материнского лица, а с возраста 7-8 мес жизни он способен к более точному анализу и восприятию и может отличать лица разных людей со схожим расположением контрастов. В последних исследованиях показан положительный эффект грудного вскармливания, обеспечивающего постоянство контакта матери и ребенка, на формирование контрастности и остроты зрения ребенка в целом. Грудное вскармливание также важно для формирования координации зрения и движений, которая начинается на первых месяцах жизни, например хватание или избирательность в реакции, когда ребенок улыбается в основном при виде матери или знакомых близких людей, осуществляющих за ним уход и вызывающих положительные эмоции. Удержание внимания новорожденных при визуальной стимуляции с помощью черно-белых изображений может увеличиться от нескольких секунд до 1,5 мин всего за 1 нед. Более длительное удержание внимания обеспечивается более длительным обучением и отсутствием отвлекающих звуковых стимулов, особенно знакомых голосов людей, ухаживающих за ребенком. Не всегда аудиальное сопровождение показа предметов на самом раннем этапе обучения способствует лучшему результату визуального опыта и становления зрительной функции, поскольку звуковые стимулы более конкурентно способны по сравнению с визуальными, а черно-белые визуальные стимулы предпочтительнее цветных за счет более высокого контраста. У недоношенных детей без тяжелой ретинопатии и церебральной патологии при достижении постконцептуального возраста доношенности (39-40 нед) острота зрения и стереовосприятие не отличаются от таковых функций у доношенных новорожденных, однако отмечается пониженная контрастная чувствительность. В исследованиях у недоношенных детей по сравнению с доношенными отмечалась некоторая задержка зрительного развития, которая в целом, частично или полностью нивелировалась к возрасту 12 мес. Частично с этим связан более высокий риск развития дефицита внимания, зрительно-пространственных нарушений в школьном возрасте у недоношенных детей, и эти проблемы, в свою очередь, могут влиять на когнитивное развитие независимо от наличия очаговых поражений головного мозга. Риск развития нарушений визуальных стимулов и нарушений обработки соответствующей информации у детей, рожденных в возрасте от 26 до 32 недель умеренный (8-23%), что требует раннего наблюдения и поддержки общего зрительного развития у недоношенных детей с дыхательными нарушениями и нарушениями мозгового кровотока.                                                                    Визуальный опыт формирует необходимые для восприятия, обработки линий, узоров, движения и восприятия цвета. Этот процесс продолжается в течение первых 3 лет жизни. В течение этого периода для нормального развития зрительного анализатора ребенку требуется свет (на объектах, а не прямой свет в глаза), внимание, новизна или изменение объекта, движение, цвет. Это необходимо всем детям старше 38-40 недель в отделении интенсивной терапии. Фокусирование и внимание к человеческому лицу (предпочтительно лицо матери) имеют первостепенное значение, за ним следуют предметы и действия на расстоянии наилучшего видения - от 25 до 39±10см. Длительный период выхаживания недоношенного ребенка в условиях микроклимата инкубатора с соблюдением охранительного режима, невозможность полноценного материнского ухода, а значит, отсутствие сенситивных стимулов, приходится на самый важный период развития нервной системы. Именно в этом возрасте очень важно адекватное и своевременное начало нейросенсорного развития. Идентификация ранних нарушений зрения имеет важное значение, поскольку они оказывают значительное влияние на другие аспекты развития, включая психологические и образовательные. В частности оценка состояния зрительной системы является надежным индикатором неврологического статуса и развития головного мозга, особенно у недоношенных детей.                                                        

Зав. отделением реанимации новорожденных Крайняя А.Ф.

prezident 2 minzdrav oblisp guzo gokb1 perinatal
2205 2204 2340 2 2341 2  http gocb.by assets images banners legends tourism
http gocb.by assets images banners duct   2342   2343 2349   2345   011612 15a7607b25eed2e0263f2c30f6c4d562 work   2344
http gocb.by assets images banners cycling   pomogut bay   logo ru 2411  visafree detjam invalidam  lagera
 vybory 2020  gumanit  perepis  shod etalon    

 

  

Яндекс.Метрика